Появление грузоподъемных машин

Простейшие подъёмные краны, как и большинство грузоподъёмных машин, до конца XVIII века изготовлялись из дерева и имели ручной привод.

В XI-XII века, с развитием торговли и мореплавания, стали появляться первые варианты современных кранов. Они обладали ручным приводом, либо приводом от топчаковых колёс. Конструкции кранов вначале выполнялись из дерева, а крюки и оси делали из стали.

кран

 

Подобный кран, сохранившийся до наших дней, был спроектирован и изготовлен в 1330 году. Он обладал возможностью поворота и приводился в движение от топчаковых колёс. В XIV веке при возведении собора в Кёльне использовался подъёмный кран с приводом от 2 топчаковых колёс. Этот кран имел грузоподъёмность 5 т и высоту 15 м.

К началу XIX века ответственные, быстро изнашивающиеся детали (оси, колёса, захваты) стали делать металлическими. В 20-х гг. XIX века появились первые цельнометаллические подъёмные краны сначала с ручным, а в 1830 годах — с механическим приводом.

Первый паровой подъёмный кран создан в Великобритании в 1830 году, гидравлический — там же в 1847 году. Двигатель внутреннего сгорания был использован в подъёмном кране в 1895 году, а электрический двигатель в 1880-1885 гг. почти одновременно в США и Германии. Это были мостовые краны с одномоторным приводом. В 1890 году созданы подъёмные краны с многомоторным индивидуальным приводом в США и Германии.

кран

Первый прототип современных башенных кранов появился в 1913 году: кран, созданный Юлиусом Вольфом, обладал поворотной платформой, расположенной в верхней части башни. Ещё через 15 лет появляется первый башенный кран с балочной стрелой, а в 1952 году — с подъёмной.

кран

Выпуск подъемных кранов был налажен с 1913 года на Брянском и Старокраматорском заводах. Они выпускали 70 единиц техники в год. В 1934 году в СССР был создан первый автокран, появились краны на шасси трактора, гусеничные, мачтово-стреловые, башенные, а с 1947 года было налажено производство пневмоколесных кранов.

краны

Немногие знают, что наиболее активно краностроение в нашем государстве развивалось в период с 1940 по 1975 год. Так, именно за эти 35 лет количество подобной специальной техники возросло, вы только вдумайтесь в эти цифры, в почти 140 раз. Так, уже в 1975 на территории всего Союза насчитывалось порядка сотни тысяч кранов, при этом 70% таких агрегатов составляли стреловые самоходные механизмы. Любопытно, что около 80% такой техники было поставлено на автомобильное шасси.

Вопросы дальнейшего совершенствования башенных кранов тесно связаны с требованиями строительства. Переход на индустриальные методы строительства повлек за собой необходимость освоения башенных кранов большой грузоподъемности и создания механизмов с повышенными скоростями рабочих движений. Повышение темпов строительства потребовало также создания мобильных кранов (КБ-100.2, КБ-160.2), которые монтируются и демонтируются в течение одной смены и перевозятся целиком без разборки. В связи с изменением условий строительства возникла необходимость создания нового ряда кранов. Параметры нового ряда были регламентированы ГОСТ 13555—68 «Краны башенные строительные передвижные. Типоразмеры и основные параметры». Этим ГОСТом было предусмотрено расширение ряда кранов по грузоподъемности и предъявлены повышенные требования к скоростям подъема груза. В то же время из ГОСТа был исключен ряд малых по грузоподъемности кранов.
Кроме передвижных кранов было намечено освоение приставных и самоподъемных кранов высотой до 150 м для строительства многоэтажных и высотных зданий. Параметры этих кранов определяются ГОСТ 14274—69.